(интервью с А. Федоровым опубликованное в газете "Вечный Зов". Беседу вел Сергей Романов)
— Александр, расскажи о себе в двух словах, чтобы люди, тебя не знающие, сразу тебя узнали…
— Хороший вопрос. Ну, все началось
с того, что я сел в тюрьму. Я был музыкантом, в одной гостинице на Новый
год халтурил. Заказы брали не только рублями, но и валютой: финскими
марками, долларами…
— Это тогда нельзя было.
—
Нельзя, это был 85-й год. Ну и, по неопытности, мы не поделились с
администрацией. Они вызвали милицию, я был кассиром. Все деньги были у
меня. Написали заяву. Короче говоря, поехал на три года.
—
Ничего себе...
— Да. (Вздыхает). Хотя я не жалею, потому что...
это был очень хороший период. Мне было некуда там девать свободное время.
Вот лежи, ходи из угла в угол. И я там начал писать стихи. Именно от
скуки. (Смеется). Писал, писал, писал…
— Вот тебя Муза где
настигла…
— Да, обо всем вообще писал. А когда меня перевели
уже на зону, там мне встретился один очень интересный человек. Его звали
Коля, но все его называли Баптист. Он ходил, значит, с Библией под мышкой
и всегда ко всем приставал. (Смеется).
— Он уже верующий сел
или…
— Да, да. Он сел именно за веру. Они были не
зарегистрированы. В общем, там с законом у них был конфликт. К нему на
зоне очень хорошо относились, потому что он был абсолютно безвредный,
единственное плохо — не курил: нельзя было у него стрельнуть. Я был — не
то чтобы атеистом, а таким вредным атеистом!
Просто до этого я
прочитал «Забавное Евангелие», и ему было достаточно сложно со мной
беседовать.
И когда настал такой момент, что он исчерпал все свои
аргументы, он мне сказал: «Знаешь, Саша, давай проверим Бога». Я говорю:
«Давай. Я люблю проверять!» Он говорит: «У тебя есть какая-нибудь мечта в
жизни?» Я говорю: «Ты знаешь, Коля, мне нужен японский синтезатор. Вот
если твой Бог раскошелится на это дело… (смеется) то тогда, пожалуй, я
тебе поверю и пойму тебя…» Он говорит: «Хорошо. Вот давай договоримся:
если у тебя будет синтезатор, значит, Бог есть». Все было вроде в шутку,
но на самом деле, конечно, мы не шутили.
Условие договора было
непростым. Я должен был после освобождения ходить в церковь, внимательно
все слушать — ну, для того, чтобы Бог мог со мной как-то вступить в
контакт.
— В контракт…
— Да, в контракт. (Смеется). Я
вышел из тюрьмы, пошел на Поклонную гору. Не пропускал ни одного собрания.
И наступил такой момент, когда один из проповедников, сам того не
подозревая, сказал фразу, которая для меня была ключевой: чтобы услышать
голос Бога, нужно добиться внутри себя тишины. И вот в этот момент я
понял, что всю жизнь я искал Бога, интенсивно пытался услышать Его голос,
добиться внутри себя тишины, но я не знал имя этого Бога. И в тот момент я
понял, что имя Бога — Иисус Христос.
И в этот день я вышел и
покаялся. Прошло какое-то время, и я, сидя уже у себя на студии, вдруг
вспомнил разговор с Колей. Я посмотрел вокруг себя и понял, что Бог
существует, потому что у меня в тот момент на студии был не один
синтезатор, а столько, что я даже не знал, как некоторые из них
называются. То есть у меня была студия звукозаписи на тот
момент…
— А Коля-то этот где сейчас?
— Коля? Я его
встречал. Он живет в Сакраменто, штат Калифорния. Он прекрасно себя
чувствует, и когда мы с ним встретились — было столько воспоминаний,
столько слез! И он мне говорил все время: «Вот видишь, вот видишь, вот
видишь! Я говорил! Вот видишь!» (Смеется). А я ему говорил: «Вижу, вижу,
Коля, вижу. И тебя вижу. Что ты неплохо устроился здесь —
вижу».
— А что со студией? На ней кто-то
записывался?
— «Дружки» записывались, Коля Скученков, Крылов
Андрей записывался (он сейчас уехал в Канаду), «Дубль-1» и многие
другие...
— Ты написал много ярких песен плюс Рождественский
мюзикл... Расскажи о нем.
— Да. Мне помогала в его написании
жена Валентина. Мы работали над ним в течение трех лет. Вокалисты, которые
у меня записывались бесплатно, в знак признательности так же бесплатно
участвовали в этом проекте. Мюзикл вышел на кассетах продолжительностью 74
минуты. А потом, когда его ставили уже в Соединенных Штатах на сцене, я
дописывал еще несколько арий, дописывал арию Ирода, партию Пастухов,
Волхвов — и он растянулся где-то почти на 2 часа…
— Вот
интересно: в Америке пошла работа, а здесь как бы не пошла…
—
Ну, ничего удивительного в этом нет. Сейчас вообще шоу-бизнес у нас — он
достаточно странный. Мне говорят совершенно откровенно спецы в этом деле,
что — пожалуйста, дай мне любого человека, дай мне двести тысяч долларов,
и я его раскручу, он будет знаменит на всю страну. То есть в этом проблемы
нет. Проблема в том, что нет этих денег. Так что при наличии денег можно
было бы раскрутить этот мюзикл…
— Ну, да. А кто либретто
написал?
— Для меня до сих пор загадка, что такое либретто.
(Смеется).
— Ну… как бы, стихи, что ли…
— Стихи? Там
вообще интересная история. С чего, собственно, импульс начался? Значит,
жил я, жил, ничего плохого от жизни не ждал. Вдруг в один прекрасный
момент меня скрутило, у меня обнаружилось в позвоночнике несколько грыж, я
не мог ходить, я не мог лежать, я ничего не мог делать, мог только стонать
и орать (смеется) лежа на кровати. Дошло до того, что меня перевезли в
больницу. И там, от нечего делать, я вдруг подумал: а ведь у меня
несколько песен есть, которые можно определить в единую какую-то, значит,
драматическую основу. И там, лежа в больнице (я там месяц лежал), я
написал, ну, что ли, весь сценарий.
— То есть это твои
стихи?
— Ну да.
— Саша, да тебя послушать, так это…
Ну, как бы выходит по твоим словам, вот то плохое, что происходит с
человеком — это не так уж и плохо. Тюрьма, больница — для кого-то
катастрофа, а для тебя это благом обернулось?
— В конечном
итоге — да. Потому что… ну, как человека побудить к чему-то? Нужно
поставить в такие условия, чтобы его ничего не отвлекало. Чтобы он мог
сосредоточиться вот на главном. Я считал и считаю, что Бог очень мудро все
устраивает…
— Скажи, вот ты уже стал ходить в церковь
баптистскую. А как происходило твое духовное становление?
—
Когда человек находится в состоянии первой любви — это самое лучшее
состояние в духовном возрастании. Потом начинается болезнь роста, когда ты
становишься ортодоксом своей общины. У тебя начинается ревность,
граничащая с неприятием всех остальных до озлобления. Общаясь в студии с
музыкантами из разных церквей, я пережил эту болезнь роста. Хотя все равно
встречаются такие, кто бьет себя кулаком в грудь и говорит, что только он
спасен. Теперь у меня раздражения внутри не возникает. Я думаю, что с этим
нужно просто постепенно бороться так, мягко.
— Ну, а ты вот в
церкви находил понимание, когда ты уже стал меняться и стал более широко
видеть христианский мир?..
— А ты знаешь, я был в нескольких
церквях. Причем я по натуре человек такой — ну, жизнерадостный — и я все
время сразу активно начинаю брать часть служения какого-то. И через
какое-то время становлюсь ближе к руководству… Я знаю достаточно хорошо
многие общины, в которых я был, и ни одна церковь не является монолитом.
То есть каждая община — состоит из подгруппочек небольших: группа
ортодоксов, группа тех людей, которые связаны родственными связями с
церковью, и группа свободно мыслящих людей, которая ходит, как бы питается
духовной пищей в этой церкви, не пуская там корни. Вот такие люди, как
правило, мигрируют между церквями — оседают на какой-то срок, а потом...
потом еще где-то оседают…
— Но церковь стоит на ортодоксах
все-таки?
— Я думаю, что да. Потому что есть…
—
Граница какая-то…
— Да, они охраняют границу, защищают свое
вероучение… И я думаю, что это правильно. Потому что чем больше церквей,
тем больше высвечивается мест в Священном Писании, которые одним взглядом
охватить невозможно. Каждая церковь — подчеркивает что-то
свое.
— Ну хорошо, а вот что может быть важнее, скажем, любви,
если иметь в виду главное в Писании: любовь друг к другу, к Церкви и к
Богу?
— Да-да-да.
— А ты нашел такую церковь, которая
концентрировалась бы на этом главном?
— На любви друг к другу?
Или на любви к Богу?
— На любви к Богу и друг к другу, ведь эти
две главные заповеди вмещают все остальные заповеди…
— Я скажу
так: все церкви, в которых я был, все проповедуют именно это: любовь к
Богу, любовь друг к другу. Важно не то, что они проповедуют; важно, как
они это исполняют.
— Известно, что ты в итоге перешел в
православную церковь. Скажи, а как все-таки это произошло? Что послужило
толчком?
— Я скажу так: мое духовное метание от баптистов
привело меня к пятидесятникам. Потом к харизматам.Там была понятна моя
музыка. То есть, поскольку она жизнерадостная, современная, там ее
принимали с радостью. Но вероучение... Мне не хватало чего-то в
вероучениях. Работая в миссии, контактируя с миссионерами из разных стран,
я их в качестве гида сопровождал в разные места. В том числе мы были в
Сергиевом Посаде под Москвой, и там были американцы, канадцы и немножко
эмигрантов.
А экскурсоводом нашим в Сергиевом Посаде был монах
Илья, молодой парень, свободно говорящий по-английски. Он рассказывал о
сотворении мира — а надо сказать, что в моей группе было человек 10
пастырей — американских и канадских. Они все это выслушивали, и было
видно, что они некоторое нетерпение проявляют, потому что — ну, они сюда
приехали учить, а им тут рассказывают о сотворении мира. Это, конечно,
было для них… тонкий такой момент… (Смеется). Потом ему задавали вопросы,
причем сначала вопросы были очень едкие.
— Какие,
например?
— Например, Сергей Радонежский при жизни был очень
скромным человеком, а сейчас к нему ходят на поклонение. Хотел ли он этого
при жизни? Была масса вопросов о почитании икон, о Богоматери… Мне очень
нравилось, как Илья отвечал. Я пытался понять: действительно ли он так
думает? Потому что в то время я был харизматом. Я готов был его… можно
сказать, побить (смеется) за его взгляды, но то, как он отвечал, убедило
меня в том, что он так и думает. В его ответах было столько смирения и
любви, что вот это, наверное, послужило первым толчком.
Все
экскурсоводы, как правило, ждут под конец какой-нибудь подачки в надежде,
что ему немножко еще заплатят, что он что-то сделал сверх нормы и т. д.
Мне в этом смысле очень понравилось, как Илья с нами прощался. Он
посмотрел на всех таким любящим взглядом, перекрестил и спокойно, смиренно
пошел по своим делам. Я навсегда запомнил его глаза. В этих глазах я
увидел нечто, чего я никогда не видел в жизни. И под влиянием этой встречи
я тогда написал песню «Я узнаю Тебя». То есть я узнал в его глазах глаза Иисуса Христа, вот этот взгляд...
может быть, оттенок взгляда, не сам взгляд… Но вот присутствие Божье я в
нем увидел очень явно.
— То есть Его характер…
— Его
смирение, да. Оно соответствовало идеалу христианина. Его всепрощение, Его
любовь — вот это я увидел в этом человеке. Это было первым толчком. И
вторым — когда я встретился с одним священнослужителем — это было уже
здесь, у нас в городе, мы с ним так достаточно долго разговаривали. Его
заинтересовало, что я хорошо знаю ключевые места Священного Писания, мы с
ним обсуждали некоторые моменты, и я у него спросил: «Отец Илья, скажите,
вот если бы я захотел принять православие, мне нужно было бы
перекрещиваться?» Он говорит: «А где вы крещены?» Я говорю: «В баптистской
церкви». Он говорит: «Нет, не нужно». Вот это, конечно, выбило из меня всю
мою спесь. То есть я понял, что православные — они достаточно
любвеобильные, смиренные люди, и они серьезно относятся к баптистам. Они
воспринимают крещение баптистское как Таинство. И мне действительно не
нужно было перекрещиваться — отслужили специальный чин, я принял
воцерковление и миропомазание. Вот это было вторым толчком.
— А
ты нашел себя в православной церкви? Ты чувствуешь, что ты задействован
там? Или там немножко не так…
— Там все другое, все
по-другому.
— Как таковой общины нет…
— Нет, общины
нет. Существует несколько православных общественных организаций, в которых
можно себя проявить. Я нашел свое служение и получил на него благословение
— это работа с детьми. Я пишу для них музыку, с ними ездил в США, с этими
детдомовцами. Я делаю то, что у меня получается.
— Да,
интересно… А вот такой вопрос, он по твоей части. В христианском мире
существует много музыкальных групп, которые очень похоже поют, используя
светскую стилистику и вкладывая какие-то однотипные моралистические
тексты, обращенные ко второму лицу: покайся, мол, веруй, и все будет в
порядке. Каково твое отношение к этому явлению?
— Я думаю,
происходит следующее. Возьмем, например, какую-нибудь среднестатистическую
группу. Назовем ее условно «Хорошие ребята». Как эта группа может
существовать? Только при церкви. Значит, церковь будет диктовать ей
направление текстов, обеспечивая аппаратурой и помогая деньгами на
какие-нибудь там мелочи. Значит, она будет контролировать тексты и
музыкальный стиль. Причем музыкальный стиль этой группы будет
соответствовать пониманию музыки пастора либо, скажем, братского
совета.
Есть второй путь, независимый. Музыканты поют о том, что у
них болит внутри. Но они должны как-то существовать. Значит, они должны
устраивать концерты, на которые придут люди и заплатят за то, чтобы на них
посмотреть. Значит, они должны отойти от текстов, которые пугают, допустим
там — «Ты грешник окаянный…» — люди не пойдут и не заплатят за это деньги.
Они должны так войти в сердце человека, чтобы он сначала заплатил деньги,
а потом вышел с размышлением: да, что-то в моей жизни не так. Они его
должны побудить, но очень корректно...
— Чем же и
как?
— В одном учебнике по рекламе я прочитал очень интересную
фразу. Рекламный художник или, в общем, производитель рекламы должен войти
в сознание человека так же бесшумно, как взломщик сейфов. То есть — не
нарушив замка, и чтобы не включилась сигнализация. Бесшумно и очень
осторожно. Если он будет кувалдой пробивать, его тут же схватят, арестуют
и т. д.
Вообще, я с тобой согласен. Ты знаешь, некоторые ансамбли — я
не хочу никого обидеть — но некоторые ансамбли мне просто напоминают
агитбригады. Помнишь тот период, когда агитбригады выходили, пели, хотя и
нестройными голосами — но зато правду? Зато правильные тексты там
были?
— Ну, была конкретная цель. В общем-то, и сейчас есть
определенная цель — чтобы человек покаялся. Но как это
достигается?
— Я думаю, главное нам сейчас — не скатиться к
осуждению других… (Смеется). Трудно, понимаешь, видеть планы Божьи… Есть,
например, косноязычные пресвитеры, с кафедры шамкающие, а сколько людей
спасают! То есть трудно понять вообще, как устроен человек и что его
толкает на покаяние. Казалось бы, пришел — услышал какую-то одну фразу. И
вот она, эта фраза, начинает раскручиваться, раскручиваться, и человек
начинает плакать и рыдать, и каяться...
— Это Бог сделал. Он
высветил эту фразу…
— Да, это Бог делает. Потому мы не должны
говорить, что вот эти сектанты, эти там получше, а эти вообще… Я думаю,
что все одинаковые. Все делают одно и то же дело. И я благодарен и тем, и
другим, и третьим, потому что я был и там, и сям, и еще вот там… И я не
знаю, где я буду через какое-то время, и заранее благодарен тем, где я
буду. (Смеется).
— Сейчас ты конкретно чем занимаешься? Каковы
твои мечты, желания?
— Я стараюсь как можно меньше мечтать,
потому что мечтаю я в основном о земном. (Смеется). Бог мне посылает
скорби, как бы вразумляет этим. Вот, я понимаю, что не о том мечтаю.
Начинаю мечтать вроде бы о чем-нибудь хорошем и нормальном, и все равно
скатываюсь к земному. Вообще скажу тебе: мечтательность — это порок. Лучше
не быть мечтательным человеком, лучше быть человеком смиренным. Мне так
кажется. Хотя я совершенно не смиренный, я, наоборот, мечтатель. Но я
понимаю, что это плохо.
— Но все-таки слава Богу, да, что ты
такой путь прошел довольно сложный… А вот скажи еще, пожалуйста, были в
твоей жизни какие-то чудеса?
— На виражах… Ты знаешь, очень
много. Причем от мелочей до достаточно серьезных вещей. Ну вот был
интересный такой случай в моей жизни.
Со мной в миссии работал один
человек православный. Он занимался у нас торговлей книгами. И у него было
очень плохое зрение. Однажды мы с ним поехали по делам. Я пошел на свою
остановку автобусную, а ему нужно было переходить через улицу. Я не видел,
что происходило за моей спиной, но услышал скрип тормозов и удар сильный.
Я обернулся — и увидел Женю. Он летел по направлению ко мне. Не долетев до
меня метров двух, он упал на асфальт и головой ударился о поребрик. Причем
ударился с такой силой, что я думал, что голова его раскололась. Для меня
это был шок. Я к нему подбежал, положил его голову себе на
колени.
Единственное, что я просил у Бога — это чтобы Он ему
сохранил жизнь. Когда мы приехали на «скорой» в больницу, он никаких
признаков жизни не подавал. У него абсолютно были синие губы, глаза
закатились, то есть мы абсолютно безжизненное тело привезли в больницу. И
его быстренько на каталке куда-то увезли, и врачи ничего не могли сказать
о его будущем.
На следующий день утром я приехал в больницу. Думал,
что он погиб. Я искал его в реанимации, не нашел; мне сказали, что его
перевели в обычную палату. Я говорю: «А где этот рыжий, в очках?» Мне
сказали, что он в соседней палате. Я зашел в соседнюю палату и увидел его
стоящего, без костылей, и разговаривающего на какие-то очень важные темы.
Это было чудо, которое я видел… Не знаю, в тот момент я почувствовал… Я
почувствовал, что наша жизнь — это такая хрупкая вещь, которая целиком
находится в воле Божьей. То есть мы не знаем, где мы можем оступиться, но
Бог нас все время ведет по этой жизни, и Он рядом. Он нас никогда не
бросит.
— Тебе как-то лично Бог сейчас продолжает
помогать?
— Да. Кстати, вот интересный у меня был сон. Это была
минута очень сильной слабости. Я думаю, такое бывает у каждого. Так вот, в
минуту слабости, перед сном, я помолился Богу и попросил Его, чтобы Он
хотя бы чем-нибудь, хотя бы как-нибудь дал мне знать, что Он меня не
бросил. Потому что мне казалось, что все обстоятельства против меня, все
люди против меня, и вообще я чувствовал себя ужасно одиноким.
И мне
приснился сон. Мне приснилось, что я попал в Царство Божие. И я находился
как бы в гостинице, где мне сказали: «Подождите вот здесь…» Мне выдали,
значит, карточку желтого цвета, на ней было мое имя. Я стоял у окна
гостиничного номера и смотрел вдаль, и вдруг я увидел две башни — одна
розового, другая — желтого цвета.
И я понял, что вот эта карточка
желтого цвета — это означает, что я буду жить вот в этой башне желтого
цвета. И когда я смотрел на нее, я понимал, что ничего более прекрасного я
никогда не видел и вряд ли увижу… Мне даже не описать словами. И в этот
момент я услышал голос. Я совершенно точно понял, чей это голос, я понял,
что Бог обратился ко мне.
Он сказал:«Никогда не сомневайся. Я не
брошу тебя».
— Ну, а что бы ты вообще людям посоветовал, вот
читателям нашим?
— Да… Хороший вопрос… Я, наверное, сказал бы
так: не спешите отказываться от мысли, что Бог присутствует в вашей жизни.
Постарайтесь дождаться… Нет, лучше давай напишем:
— А есть у тебя какое-то видение того, что
будет происходить с нами, россиянами, в ближайшее время? Утешь
депрессивных христиан.
— У меня есть надежда, что с усилением
вот этого внутреннего движения к Богу, которое сейчас в России наблюдается
(а выразителями этого являются вот такие талантливые люди, пишущие песни,
стихи и т. д.), вот — в связи с этим люди начнут, так сказать, искать,
искать, искать… Бога. А все финансовые средства для поднятия уровня жизни
найдутся. То есть на самом деле нам не надо бегать на Запад за деньгами.
Деньги в России, навалом их. Нужно просто тем людям показать, убедить их в
том, что Бог — есть, что Он любит их, и т. д. Когда эти люди испытают
чувство доверия к Богу, они начнут поддерживать российское Божье дело, и
оно будет процветать.
— Хорошо. А какой путь для России ты
видишь?
— Я считаю, что исторически Россия — страна, стоящая на
стыке западной и восточной культур. И христианство существует как образ
западного христианства и восточного. И это образы разные и
конфронтирующие. В России есть что-то от Востока, что-то — от Запада. Мы
должны обогащаться опытом Восточной церкви и, безусловно, опытом Западной
церкви — и католиков, и протестантов. И вот это вот взаимное обогащение, я
считаю, и есть перспективный путь.
И наверное, может быть, не
случайно, что мы в Петербурге живем. Питер такой город интересный — он
стоит очень ярко на стыке Запада и Востока.
— Спасибо,
Александр! Успехов тебе! И новых (хороших) приключений на жизненном
пути!
С уважением,
Александр Федоров.
.